Государственный ключ электронной подписи (ГосКлюч) - это цифровой идентификатор, позволяющий гражданам и организациям подписывать электронные документы с юридической силой, равной собственноручной подписи. Он используется для работы с государственными информационными системами и порталами.
Содержание
Что такое государственный ключ электронной подписи
Государственный ключ электронной подписи (ГосКлюч) - это цифровой идентификатор, позволяющий гражданам и организациям подписывать электронные документы с юридической силой, равной собственноручной подписи. Он используется для работы с государственными информационными системами и порталами.
Виды электронных подписей
- Простая электронная подпись (логин/пароль от Госуслуг)
- Усиленная неквалифицированная электронная подпись (УНЭП)
- Усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП)
Пошаговая инструкция получения
1. Подготовка документов
- Паспорт гражданина РФ
- СНИЛС
- ИНН (для юридических лиц и ИП)
- USB-носитель для записи ключа (рутокен, eToken)
2. Оформление заявки через Госуслуги
- Авторизуйтесь на портале Госуслуги с подтвержденной учетной записью
- В поиске введите "Электронная подпись"
- Выберите услугу "Получение квалифицированной электронной подписи"
- Заполните анкету:
- Укажите персональные данные
- Выберите удостоверяющий центр из списка аккредитованных
- Определите назначение подписи
- Оплатите изготовление электронной подписи
- Запишитесь на прием в выбранный удостоверяющий центр
3. Получение и настройка ключа
- Посетите удостоверяющий центр с оригиналами документов
- Получите сертификат ключа проверки электронной подписи
- Настройте рабочее место для работы с ЭП
- Проверьте работу подписи на тестовом документе
Характеристики государственного ключа
Параметр | Описание |
Срок действия | 12-15 месяцев (требуется ежегодное обновление) |
Область применения | Госуслуги, электронные торги, отчетность, документооборот |
Степень защиты | Соответствует требованиям ФСБ России |
Стоимость | От 1 500 руб. для физлиц, от 3 000 руб. для юрлиц |
Важные особенности
- Квалифицированная электронная подпись выдается только аккредитованными удостоверяющими центрами
- При утере ключа необходимо немедленно обратиться в УЦ для его отзыва
- Для работы с некоторыми государственными системами требуются специальные настройки рабочего места
- Юридические лица получают подпись на руководителя или уполномоченного представителя
Дополнительная информация
Перед получением электронной подписи уточните в организации, где планируется ее использование, необходимые параметры сертификата. Для работы с ключом рекомендуется использовать защищенные компьютеры с актуальным антивирусным ПО. Список аккредитованных удостоверяющих центров доступен на сайте Минцифры России.